КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Куклотерапия – это раздел психотерапии (арт – терапии), который использует как основной прием коррекционного воздействия куклы, что является промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии помочь ребенку ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, решить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а с помощью куклотерапии появляется возможность войти в этот мир. Следует отметить, что правильный подбор игрушек и кукол имеет большое значение: это могут быть обычные куклы, игрушки или кукольные дома, которые могут изображать членов семьи ребенка, что предоставляет возможность детям непосредственно выражать свои чувства.

Представляют интерес арт-терапевтические технологии, в частности куклотерапия, в работе с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с отклонением в развитии действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, неизведанное до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с особыми образовательными потребностями действует на разных родителей неодинаково. Но в основном проявляется как сильный психологический стресс, следствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, то есть нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно находят силы, чтобы вернуться к повседневной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий.

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с особыми образовательными потребностями. При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода.

Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у нее нарушение диктуют специфику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтической работы психолога с семьей. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает ее возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендованным оздоровительно-воспитательным мероприятиям, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать.

В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), так же как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной степени усугубляют общее нервно-психическое состояние ребенка, усложняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффективность работы. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя особенным или обделенным, потому что это неблагоприятно сказывается на общем развитии его личности. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуются родители в общении с ним, даже в самом маленьком возрасте, он должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем.

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем сложнее живой организм, тем дольше он должен оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни.

Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьєв, – это раздельное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, подрастая, все более стремятся к разрыву этой связи, родители стараются как можно дольше удержать ее. Тем более, родители, которые воспитывают ребенка с особыми образовательными потребностями, не всегда готовы расширять границы его самостоятельности.

Поэтому педагогический коллектив образовательного учреждения должен быть ориентирован на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентаций современных родителей в вопросах воспитания. Совместная работа педагогов, психолога и родителей – неотъемлемая часть педагогического процесса.

В связи с этим в центре внимания психолога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под влиянием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слились.

Рассмотрим одну из техник куклотерапии, которая позволяет воспитывать чувство любви, благодарности, уважения у детей, и формировать адекватное отношение родителей к своим детям.

Техника «Кукла Отдарок на подарок».

Цель: развитие психологического здоровья детей; гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”.

Задачи:

  1. Актуализация положительного эмоционального опыта;
  2. Обучение детей изготавливать традиционную народную куклу.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие мышления, памяти, воображения, речи.
  5. Осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости;
  6. Воспитание чувства благодарности родителям.
  7. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
  8. Развитие чувства благодарности родителям.
  9. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
  10. Развитие чувства сплоченности, доверия.
  11. Повышение самооценки.
  12. Снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

Оборудование: разноцветная х/б ткань – размер 20*15 см (на каждого ребенка), тесьма, ножницы, нитки.

Время занятия: 45 мин.

Возрастные рамки: выпускники 4 класса

Алгоритм работы.

Родители сидят отдельно и наблюдают за детьми. Дети сидят за столами, расставленными по кругу. На столах для каждого ребенка приготовленные материалы для работы.

Вступление:

«Отдарок на подарок» – первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам. Делать такую куколку ребенка учила бабушка. Этой куколкой благодарили за подарок, услугу или что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с младых ногтей приучаясь быть благодарными им за то, что те воспитывают их и заботятся о них.

Ребенок до 3-х лет, иногда и дольше, был дитем, дитятком, то есть среднего рода, ходил в рубашке, сшитой из отцовских рубашек, не было разделения по половому признаку. Кормили, ухаживали за ним мама, бабушка или кто-то из старших детей. И самостоятельное изготовление этой куклы было знаком того, что ребенок готов стать самостоятельным или, как говорили в старину, сойти с материнского подола.

Когда ребенок научался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитя посадить за общий стол и дать статус парня или девки. За столом на скамье все вместе семьей едят, здесь уже нужно выполнять правила семьи, есть только тогда, когда все едят. Так что речь здесь шла не столько о том, что ребенок в состоянии самостоятельно держать ложку, сколько о том, что он знает правила поведения в семье, в обществе, готов участвовать в жизни семьи наравне с другими.

День посажения за стол для ребенка был очень важным и значимым. В гости приглашали родственников, крестных, и объявляли, что сегодня-де, сынок наш первый раз за стол садится. Тогда малыш, одетый в свою собственную новую одежду, стоя отдавал куколку родителям и говорил: “Спасибо, папенька и маменька, что меня на ноги поставили”. Садился на скамейку и запоминал свое место.

В этот день ребенок получал свою первую настоящую одежду: мальчик – рубаху, порты и пояс, девочка – рубашку и сарафан. Менялся статус ребенка, девочек начинали обучать основам рукоделия, мальчиков – основ ремесла, поручали им несложные задания, которые, тем не менее, ребенок должен был выполнять самостоятельно.

Дети, вы уже стали взрослыми, совсем скоро вы окончите нашу школу и пойдете дальше за знаниями в большой мир. Вот настала пора и вам поблагодарить вашим родителям за то, что на ноги поставили и вырастили вас.

Основная часть.

  1. Изготовление куклы.

Кукла делается без иглы и ножниц.

Для куклы нужны небольшой клочок-прямоугольник, узкий кусок ткани (длиной в полтора пальца) и немного нитей.

Узенький клочок скачиваем, чтобы вложить в прямоугольник-основу для формирования головы. Составляем больший кусок ткани пополам, вкладываем внутрь скаточку.

Держа сложенный кусок ткани в двух руках, огладить указательными пальчиками скатку так, чтобы вышла головка, одним движением окрутить шейку нитью по солнышку (по часовой стрелке). Перевязать ее и оставить длинную нитку – ей же формируются ручки куклы.

Верхние уголки прямоугольника поднимаем вверх, собираем ткань мягкими складками под ручками. Потом оставленной нитью делаем 2 витка накрест с правой стороны под левую ручку, потом переходим по поясу под правую ручку и делаем 2 витка и от правой ручки на левую сторону в шейки на груди и получается крест, потом делаем 2 витка на поясе и затягиваем петлю.

Если ребенок, скручивая куклу, будет думать о том, для кого он ее делает, и желать от чистого сердца добра этому человеку, то простая кукла может превратиться в оберег. Тогда в трудную минуту, взглянув на эту куколку, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придаст ему сил.

Отдарок должен быть таким, чтобы до конца жизни он нравился.

  1. Дарения кукол родителям.

Дети кланяются родителям дарят куколку со словами, спасибо мама и папа за то что на ноги поставили. За штаны и рубашку. За сарафан и ленты.

Самый первый Отдарок на подарок в узелке со всеми сакральными предметами отдавали девушке, когда та выходила замуж на чужую сторону. И мать говорила: когда-то ты этот Отдарок подарила с благодарностью, на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-нибудь будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь.

А мужчинам отдавали при переезде в новый дом.

  1. Обратная связь:

Как вы сейчас себя чувствуете?

Какое настроение?

Как вам было делать куколку?

Что чувствовали, когда делали куколку? А когда дарили?

Вопрос для родителей:

Какие эмоции вы испытывали, когда ваш ребенок делал куклу?

Что чувствовали, когда ребенок дарил вам куклу?

Какие ощущения сейчас вас наполняют?

Что изменилось в ваших взаимоотношениях с ребенком?

Какие изменения произойдут в вашей жизни?

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что используя приемы и методы арт-терапии в коррекционной работе, психолог создает благоприятные условия для самовыражения детей, имеющих проблемы развития, повышается их интерес к окружающей действительности, при этом не только осуществляется процесс обучения и воспитания, а и социализация детей, гармонизация семейных отношений.

Профессиональный учитель-логопед. Детский и взрослый психолог. Магистр психологии.

Гладущенко Оксана Вячеславовна

https://vk.com/logoped_sevastopol

 1,824 total views,  5 views today

Поделится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *